Что значит постоянные признаки и непостоянные признаки

image

Имя существительное — это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?

Кто? Человек, кот, птица, мама, друг, девушка, учитель.

Что? Дом, дерево, лес, вода, комедия, вселенная, счастье, здоровье.

В предложении существительное обычно выступает в роли подлежащего или дополнения, может также быть обстоятельством или сказуемым.

Существительные могут обозначать:

  • Конкретные вещи: стол, телевизор, топор, лампочка.
  • Части предметов: экран, дно, рукоятка.
  • Людей: человек, рабочий, врач, малыш.
  • Живых существ: заяц, белка, тигр, бактерия, дятел, лебедь
  • Растения: клен, гвоздика, роза, укроп.
  • Вещества: вода, песок, кислота, мука.
  • Явления природы: снег, дождь, радуга.
  • Признаки: глубина, чернота.
  • Действия: сражение, бег, плавание.
  • Факты и события: представление, пожар, отпуск.
  • Состояния и чувства: сон, страх, радость.
  • Географические названия: Россия, Москва, Европа, Антарктика.
  • Имена: Анна, Владимир, Джон, Александр Сергеевич Пушкин.

Морфологические признаки существительного в русском языке включают в себя:

Нарицательность: имя нарицательное или имя собственное.

Одушевленность: одушевленное или неодушевленное.

Склонение: I, II, III, адъективное, несклоняемое, разносклоняемое, склоняемое по местоименному типу.

Род: мужской, женский, средний, общий, неустойчивый.

Число: единственное или множественное

Падеж: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный.

Одушевленность или неодушевленность — постоянный грамматический признак существительного,

Одушевленные существительные обозначают нечто живое, отвечают на вопрос кто? Например: школьник, пешеход, профессор.

Неодушевленные существительные обозначают предметы и явления, совокупности живых существ, отвечают на вопрос что? Например: школа, дорога, толпа, полиция.

Это деление не всегда совпадает с делением на живое и неживое в реальном мире.

Существительные делятся на имена собственные и нарицательные.

Имена собственные — это наименования отдельных, уникальных предметов. К ним относятся имена, отчества, фамилии, географические и астрономические названия, имена литературных и музыкальных произведений, картин, газет и журналов, организаций, исторических событий.

Например: Николай Васильевич Гоголь, Сталинград, Эверест, Сатурн, «Отцы и дети», «Огонек».

Имена нарицательные обозначают целые классы однородных предметов или живых существ.

Превращение имени собственного в нарицательное называется антономазией — это частный случай метонимии. Например, когда о хорошем адвокате говорят, что «он настоящий Плевако», то фамилия знаменитого юриста используется в значении «талантливый судебный защитник».

В большинстве языков мира понятие рода отсутствует. В русском языке род — постоянный признак существительного, он определяет формы согласуемых с ним слов. Например, женский род — моя сестра, мужской род — мой брат.

Мужской род. Ветер, конь, солдат, дедушка, друг, молоток, пес.

Женский род. Река, дама, речь, собака, песня, секретарша.

Средний род. Солнце, поле, мыло, здание, племя, дитя.

Общий род. Слово, которое может использоваться и в мужском, и в женском роде. Например: сирота, сластена, коллега, плакса.

Парный род, pluralia tantum. У слов, имеющих только форму множественного числа, род не определяется. Например: ножницы, щипцы, чернила, сливки.

У несклоняемых существительных иностранного происхождения род может колебаться: литературная норма предписывает слову кофе мужской род (крепкий кофе), в разговорной речи возможен средний род (вкусное кофе).

Число — непостоянный морфологический признак существительных. Большинство существительных изменяются по числам: песня — песни, конь — кони, слово — слова, имя — имена.

Некоторые существительные употребляются только в единственном (злость, отчаяние) или только во множественном числе (дебаты, деньги, каникулы).

В русском языке выделяют семь согласовательных классов существительных:

  1. Мужского рода одушевленные: зверь

  2. Мужского рода неодушевленные: трактор

  3. Женского рода одушевленные: мама

  4. Женского рода неодушевленные: буква

  5. Среднего рода одушевленные: животное

  6. Среднего рода неодушевленные: окно

  7. Только множественное число, парный род: ножницы

Все семь по-разному меняют окончания, даже если у них один и тот же род. Например, оба слова среднего рода, но одно одушевленное, а другое — неодушевленное: «Красивые окна», но «Красивые животные».

Конкретные существительные называют определенные предметы и явления. Например: дом, лопата, дверь, собака. Они сочетаются с количественными числительными: две двери, три лопаты.

Абстрактные существительные обозначают действия, явления или признаки. Например: любовь, дружба, уныние, красота, болезнь, воодушевление.

Вещественные существительные обозначают вещества, химические элементы и соединения, материалы, пищевые продукты. Например: кислород, бетон, шелк, аспирин.

Собирательные существительные обозначают совокупность однородных предметов как единое целое. Например: зелень, мебель, крестьянство, духовенство, молодежь.

Склонение — это изменение существительных по падежам.

Склонениями также называют группы существительных — типы склонения. Типа склонения — постоянных признак имен существительных. Падеж — непостоянный признак.

I склонение — существительные женского, мужского и общего рода с окончанием -а/-я в форме именительного падежа (страна, юноша, конференция, дядя, егоза, забияка, грязнуля).

II склонение — существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием -о/-е в форме именительного падежа (гвоздь, соловей, шило, море)

Таблица окончаний в словах первого, второго и третьего склонения

К разносклоняемым словам относятся 10 существительных на -мя — имя, вымя, бремя, время, знамя, семя, племя, стремя, темя, пламя — а также слова путь и дитя.

Отдельные типы склонения имеют существительные множественного числа (весы, перила, проводы) и существительные, образованные из прилагательных и причастий (набережная, сказуемое, слагаемое).

Не склоняются некоторые заимствованные слова — кафе, колибри, торнадо.

Начальная форма: именительный падеж единственного числа.

I. Постоянные признаки

  • Собственное или нарицательное
  • Одушевленное или неодушевленное
  • Конкретное, абстрактное, вещественное или собирательное
  • Род
  • Склонение

II. Непостоянные признаки

Книга — лучший подарок.

(что?) книга — подлежащее

Читайте о других частях речи в русском языке

Существительное обозначает предмет.

Прилагательное — признак предмета.

Местоимение указывает на предмет.

Глагол обозначает действие.

Наречие — признак действия

Междометие передает восклицание, звук, эмоцию.

image

У глагола, как и у любой части речи, существуют признаки, по которым производится его характеристика. Они представляют собой грамматические категории, которые присущи глагольным формам. Рассмотрим постоянные и непостоянные признаки глагола, изучаемые в рамках школьной учебной программы.

Под глаголом понимается языковая словесная категория с присущими ей синтаксическими и морфологическими свойствами, которая обозначает состояние или действия рассматриваемого предмета. Часть речи отвечает на вопросы «что делать», «что сделать».

При изучении в обязательном порядке рассматриваются формы:

  • Начальная. Встречается под названием неопределенной. Иное наименование – инфинитив. Оканчиваются на –чь, —ть, -ти. Перечисленные окончания относятся к формообразующим суффиксам. В рамках школьной программы их часто рассматривают как окончания. Примеры: беречь, нести, катать. Для неопределенной глагольной формы характерно называние действия или состояния. Нет указания на конкретное лицо, время или число. Подобные особенности позволяют отнести ее к разряду неизменяемой. черта, выделяющая инфинитив среди прочих категорий, — наличие постоянных свойств.
  • Личная. К данной категории относятся все существующие категории, отличные от инфинитива. Имеют личные окончания.
  • Деепричастная. Некоторые ученые относят деепричастия к отдельной части речи.
  • Причастная. В некоторых программах ее аналогично деепричастию выделяют как отдельную часть речи.

Знания о том, какие морфологические признаки имеет глагол, учеником получаются на уроках русского языка. Именно 5 класс в общеобразовательной средней школе принято считать оптимальным периодом для освоения основ морфологии.

В рамках учебной программы 5 класса ученик получает базовые знания о постоянных и непостоянных признака глагола. Также им приобретаются практические навыки по разбору слова как части речи.

Интересно!Уроки русского: как сделать морфологический разбор глагола

Доскональное владение основами правописания в русском языке невозможно без знания морфологических свойств, характеризующих как часть речи глагол.

Существует следующая классификация:

  • Постоянные морфологические признаки. Отличительная особенность – не поддаются видоизменению вне зависимости от присутствия иных частей речи или прочих факторов влияния.
  • Непостоянные морфологические признаки глагола. В отдельных литературных источниках встречаются под названием изменяемых. Отмечаются способностью меняться в зависимости от общего смысла предложения или отдельной фразы.

Грамматические категории, которые сопутствуют характеристике глагольных форм, называются постоянными морфологическими признаками. Вне зависимости от смыслового значения, которым наделяется фраза, они не поддаются изменению.

Среди постоянных морфологических признаков, присущих глаголу, встречаются следующие категории:

  • Вид. Выделяют глаголы совершенного и несовершенного вида. Для первой группы характерно завершенное действие и вопрос «что сделать». Например: убежать, прочитать. Вторая группа называет незавершенное действие и отвечает на вопрос «что делать»: видеть, умножать.
  • Возвратность. Служит для описания потенциального состояния (ругается) или происходящего действия, выполняемого субъектом относительно самого себя (умывается), а также действия, происходящего относительно двух и более объектов, находящихся в тесной взаимосвязи (мириться). Особенность – наличие постфикса -ся/сь. Существует деление на возвратные (помыться, раздеться) и невозвратные (посадить, напоить) глаголы.
  • Переходность. Представляет собой категорию, характеризующую возможность направленного действия. Особенность – возможность присоединить дополнение. Принято выделять переходные (помыть фрукты, съесть пирожное) и непереходные (идти, находиться).
  • Тип спряжения. Представляет собой категорию, согласно которой определяется механизм спряжения по лицам и числам. Выделяется 2 (оканчиваются на -ить) и 1 спряжение (все остальные). Также существуют разноспрягаемые глагольные формы.

Рассмотрение постоянных морфологических признаков глагола невозможно без характеристики непостоянных.

Важно! Как найти и что это такое неопределенная форма глагола

Грамматические категории, присущие спрягаемым глаголам и причастиям, относятся к непостоянным признакам. Для данной группы характерна способность изменяться под воздействием смысловой нагрузки, которая заключена во фразе.

Какие непостоянные признаки принято выделять:

  • Наклонение. Выражает отношение действия к реальности. Принято выделять условное (особенность – частица «бы»: увидел бы, прочитал бы, поехал бы), повелительное (делай, смотри, услышьте) и изъявительное (отдыхаю, понимаете) наклонения.
  • Число. Является категорией, определяющей число описываемых субъектов, вовлеченных в действие. Присуща глаголам и причастиям. Существует деление на единственное (бегает, ходит, прочитанный) и множественное (носили, ходите, изрисованные) число.
  • Время. Содержит указание на временной промежуток, когда происходило действие относительно момента речи. Характерно для изъявительного наклонения. Принято выделять настоящее (смотрю, ем), прошлое (смотрел, ел) и будущее (буду смотреть, буду есть) времена.
  • Лицо. Дает представление о том, кто совершает действие. Характерно для повелительного и изъявительного наклонения будущего и настоящего времени. Классифицируется на 1 (рисую, читаем, пойдемте), 2 (поешь, думаете, искупайтесь) и 3 (гладит, смотрят) лица.
  • Род. Характеризуется гендерной принадлежностью лица, осуществляющего действие. Присущ причастиям, глаголам условного и изъявительного наклонения в прошедшем времени. Выделяют женский (украшенная, убрала, накричала бы), мужской (испачканный, наметал, съел бы), средний (убранное, ускакало, понадобилось бы) род.

В числе практических навыков, предусмотренных учебной программой, ученики обязаны знать, как разобрать слово.

Для глагола существует следующий порядок действий при морфологическом разборе:

  1. Определяется часть речи, инфинитив.
  2. Выделяется глагольная форма.
  3. Определяется спряжение.
  4. Выявляется время.
  5. Уточняется число.

В зависимости от принадлежности будущему или настоящему времени становится доступным определение лица. Для глагольных форм прошедшего времени выбирается род. Последний шаг в разборе – определение как члена предложения, то есть синтаксической роли в конкретном предложении.

Познавательно! Где ставить ударение в слове глаголе — баловать

Знание в рамках русского языка таких понятий, как постоянные и непостоянные морфологические признаки глагола, необходимо для того, чтобы успешно сдать выпускной экзамен в школе и в дальнейшем поступить в вуз, где русский язык входит в перечень вступительных испытаний.

image

В их качестве выступает несколько грамматических категорий.

Лингвистическая наука выделяет две разновидности признаков существительного — постоянные и непостоянные.

Все они участвуют в словарном разборе морфологического типа.

Признаками лексических единиц, относящихся к существительным, выступают грамматические категории, характерные именно для этой части речи.

В морфологии они подразделяются на два вида — это постоянные и непостоянные признаки существительного.

Последние включают две категории, а в число постоянных входят четыре.

Все они представлены в следующей таблице:

Пост. пр. имен сущ. Непост. пр. имен сущ.
  • одушевленность;
  • род;
  • склонение;
  • нарицательность.

Для имен существительных в русском языке характерно различное проявление признаков постоянного и непостоянного типа.

Это зависит от характерных особенностей каждой отдельно взятой лексической единицы и ее конкретного употребления.

Также стоит отметить, что признаки обоих типов существуют не только у именных частей речи.

Признаками имен существительных, относящимися к постоянному типу, считаются морфологические категории, изначально свойственные всем словам этой части речи, а также неизменяющиеся в зависимости от контекста употребления единицы лексики.

Категории, относящиеся к этой разновидности:

Категории Значение Подвиды Примеры (соответственно подвидам)
Одушевленность Указывает на принадлежность существительного к одному из двух классов — живым (существам) или неживым (предметам).
  • одушевленные;
  • неодушевленные.
  • женщина, Мария, друзья;
  • книга, дружба, бревно.
Род Указывает на родовую принадлежность обозначаемого существительным лица, предмета или явления.
  • мужской род;
  • женский род;
  • средний род.
  • фломастер, якорь, работник;
  • лента, роза, бабушка;
  • небо, озеро, молоко.
Склонение Указывает на падежное и численное изменение существительного.
  • 1-е склонение;
  • 2-е склонение;
  • 3-е склонение;
  • разносклоняемые.
  • фракция, песня, телега;
  • пес, матрос, карапуз;
  • тишь, молодость, речь;
  • знамя, бремя, темя.
Нарицательность Указывает на тип того, что обозначает существительное — обобщенное название или конкретное.
  • нарицательные (общие названия однородных предметов, явлений или существ);
  • собственные (имена, клички, названия, т. е. все конкретные наименования).
  • книга, мебель, золото;
  • Алиса, Париж, «Букварь».

У некоторых слов к постоянным признакам относится также еще одна категория — это число.

Такой морфологический признак, как число, следовало бы выделить в особую разновидность. Эта категория выступает в качестве своеобразного переходного вида между постоянным и непостоянным типами.

Для большинства имен существительных число входит в группу грамматических признаков изменяемой разновидности. Именно поэтому официально эта категория относится к признакам непостоянного типа. Исключениями служат лексические единицы, которые не могут быть изменены по числам.

В качестве примеров можно привести такие слова:

  • вера;
  • тиски;
  • брюки;
  • плоскогубцы.

Эти примеры, как и другие существительные такого типа, всегда употребляются только в единственном или только во множественном числах.

Поэтому по отношению к таким лексическим единицам число относится к постоянным признакам.

Признаками непостоянного типа считаются изменяемые грамматические категории, которые возникают у имен существительных при определенных условиях.

Их изменения напрямую связаны с контекстом употребления лексической единицы и расположением (занимаемой позицией) слова в словосочетании или предложении.

Категории, которые относятся к этой разновидности:

Категория Расшифровка Подтипы Примеры (соответственно подтипам)
Падеж Указывает на синтаксическое отношение имени существительного к другим единицам лексики, которые входят с ним в одно словосочетание или предложение.
  • именительный падеж;
  • родительный падеж;
  • дательный падеж;
  • винительный падеж;
  • творительный падеж;
  • предложный падеж.
  • роза, малыш, кот;
  • кота, розы, малыша;
  • розе, коту, малышу;
  • кота, розу, малыша;
  • розой, малышом, котом;
  • о розе, о малыше, о коте.
Число Указывает на количественный параметр того предмета, явления или существа, которое обозначает существительное.
  • единственное число;
  • множественное число.
  • рыба, вилка, словарь;
  • книги, цветы, конфеты.

Следует помнить, что число относится к непостоянным признакам только для тех существительных, у которых оно может быть изменено.

Морфологический разбор, в процессе которого определяются все признаки слова обоих типов, проводится по четкому плану. Поэтапный порядок действий таков:

  1. Установить часть речи слова и его грамматическое значение.
  2. Определить, на какой вопрос отвечает разбираемое слово.
  3. Привести слово в начальную форму и по ней выбрать подходящие категории признаков — род и склонение, одушевленность и нарицательность, падеж и число.
  4. Определить, каким членом предложения служит слово.

На деле процесс происходит гораздо проще, чем это может показаться по плану его проведения. Для примера стоит выполнить морф. разбор пары слов.

Предложение для первого примера: «Мы ходили по шерстяному ковру». Слово для разбора — «ковру». Это имя сущ., обозначает предмет, отвечает на вопрос «по чему?». Начальная форма — «ковер».

Мужской род, 2-е склонение, неодушевленное, нарицательное. В предложении приведено в дательном падеже единственном числе. Выполняет роль дополнения.

Предложение для второго примера: «Над водной гладью летела чайка». Слово для разбора — «чайка». Это имя сущ., обозначающее птицу или с грамматической точки зрения — предмет. Слово отвечает на вопрос «кто?». Начальная форма — «чайка». Женский род, 1-е склонение, одушевленное, нарицательное.

В предложении слово приведено в именительном падеже единственном числе. Играет главную роль, то есть выступает в качестве подлежащего.

Изучение признаков частей речи входит в общеобразовательную школьную программу. Эту тему учащиеся проходят в средних классах на уроках русского языка.

Еще материалы по теме «Имя существительное»:

image

В средней школе на уроках русского активное внимание уделяется морфологическому анализу. К 6 классу у детей формируется представление обо всех основных грамматических характеристик, а также умение их определять. Одна из важных тем — существительное и его признаки.

Имя существительное обозначает названия предметов, понятий, явлений

Десять частей речи распределены по трём группам — самостоятельные, служебные, междометия. Существительное находится в первой группе, при этом у него есть свои отличительные характеристики:

  • обозначает предмет (его обобщённое значение);
  • имеет род;
  • используется в разных числах и падежах.

Обозначает любые предметы — неодушевлённые тела, человека, животных, характеристики, действия, отношения или отвлечённые понятия.

Убедиться, что это именно данная часть речи, можно через вопросы (Кто? или Что?) или их падежные формы (Кому? О чём? и др.).

Существительные различаются по постоянным и непостоянным характеристикам — грамматическим категориям, изучение которых обычно начинается в 4 классе (некоторые школы начинают с 3 или 5 класса).

Основная особенность постоянных признаков — неизменность в разном контексте. То есть, в какой форме бы ни стояло существительное, какую бы роль в предложении ни исполняло, определенный набор свойств будет его сопровождать. Постоянных признаков существительного в русском языке пять.

  1. По способу называния: – нарицательные — именуют однотипные вещи;

    – собственные — отличают уникальные объекты из ряда типичных. Это имена, прозвища, страны, реки, названия медийных изданий, компаний, фирм и т. д.

  2. По значению: – конкретные существительные — те, что могут быть восприняты органами чувств (потолок, дверь); – абстрактные — действия (игра, процесс), отвлечённые понятия (тоска, обида), особенности (голубизна); – группы предметов или лиц, объединённых однородным критерием (стадо, свора), относятся к собирательным;

    – субстанции, материалы (сахар, смола, вакуум) — это вещественные существительные.

    Конкретные, абстрактные, вещественные, собирательные существительные

  3. По роду. Характеристика указывает, имеет ли обозначаемый предмет женскую (ж), мужскую (м) или среднюю (ср) родовую принадлежность. У одушевлённых имен род совпадает с полом (подруга, дочь — женский; товарищ, кум — мужской). У неодушевлённых эту категорию можно определить по согласованию с прилагательными:
    Чей? или Какой? дедушкин зонт, багровый рассвет Мужской
    Чья? или Какая? овечья шерсть, ранняя весна Женский
    Чье? или Какое? воронье гнездо, глубокое озеро Средний

    Есть имена существительные (плакса, неряха, копуша и др.), которые можно использовать для обозначения принадлежности как к женскому полу, так и к мужскому.

  4. По принадлежности к классу существ: – одушевлённые называют существ (друзья, жираф);

    – неодушевлённые — не обладающих признаками жизни (шкаф, разговор).

  5. По склонению, которое определяет характер изменения существительного по числам и падежам.

Склонения имени существительного

Окончания проверяются по начальной форме.

Есть ещё одна характеристика — число, но постоянной она является только для не изменяющихся по этому параметру имен (например: надежда, клЕщи).

На изменения этих грамматических признаков имени существительного влияет контекст, а также связь с другими ченами предложения. Падеж отражает синтаксическое взаимодействие слова с управляющими и зависимыми, узнается через вопросы:

  • к одушевлённым существительным — Кто? (именительный), Кого? (родительный), Кому? (дательный), Кого? (винительный), Кем? (творительный), О ком? (предложный).
  • к неодушевлённым — Что?, Чего?, Чему?, Что?, Чем?, О чём?. По окончанию становится понятно, в единственном (вилка, торт) или множественном (коровы, телефоны) числе поставлена эта часть речи.

Непостоянные признаки — падеж и число

Помимо описанных выше постоянных и непостоянных признаков, к характеристикам существительного относят синтаксическую роль. Вместе эти критерии задают план морфологического разбора:

  1. Первоначальный вид;
  2. Лексико-грамматические группы и форма имени существительного;
  3. Синтаксические признаки — роль анализируемого слова в предложении.

Сперва анализируемая часть речи выписывается в той падежной и числовой форме, в какой она стоит (предлог при наличии выносится за скобки). Чтобы разобраться с изначальным видом, нужно узнать вид существительного в именительном падеже. Возможная роль в предложении — подлежащее, дополнение, сказуемое, обстоятельство и т. д. Чаще всего встречаются первые два варианта.

Например: Сначала я разузнаю подробности. Слово «подробности» в исходной форме сохраняет то же окончание, потому что винительный падеж неодушевленных имен совпадает с именительным.

Постоянные характеристики: является нарицательным, неодушевлённым, абстрактным, женского рода, третьего склонения.

Непостоянные: стоит в винительном падеже, во множественном числе.

Роль в предложении: разузнаю (кого? что? – косвенный падеж) подробности – дополнение.

image

Часто в школьных домашних заданиях по русскому языку ученики сталкиваются с необходимостью выполнить тот или иной разбор слова, словосочетания или предложения.

Наряду с синтаксическим, лексическим и морфемным анализом программа школы подразумевает выполнение морфологического разбора.

Рассмотрим, как выполнять морфологический разбор для глагола, и выясним, какие морфологические признаки характеризуют данную часть речи.

  • Глагол и его формы
  • Постоянные морфологические признаки
  • Непостоянные признаки глагола
  • Пример морфологического разбора

Определение начальной формы, части речи, к которой принадлежит слово, и его роли в предложении обычно не вызывает затруднений. Однако часто у учеников возникают вопросы, касающиеся морфологических признаков слова. Для каждой части речи выделяют свои постоянные и непостоянные признаки: это могут быть род и падеж для имени существительного, вид и время для глагола.

Глаголом называют самостоятельную часть речи, обозначающую какое-либо действие, отвечающую на вопрос «что делать?» или «что сделать?» Приведём примеры: убрать, ходить, желать, любить, гулять.

: проверяемые безударные гласные в корне слова, правила с примерами.

Различают 4 глагольные формы. К ним относятся:

  • инфинитив, или начальная форма глагола: бежать, сидеть, быть;
  • спрягаемые формы: читаю, поём, украли;
  • причастие: упавший, спящий, встраиваемый;
  • деепричастие: мечтая, ответив, завершив.

В предложении спрягаемые формы чаще всего играют роль сказуемого, а остальные формы могут быть любыми другими членами предложения.

: что означает термин литота, ее примеры в русском языке.

Существуют постоянные и непостоянные признаки глагола. Инфинитив обладает лишь постоянными признаками, так как он является неизменяемой частью речи. Для спрягаемых форм возможно также определить непостоянные признаки, поскольку данные глаголы могут изменяться, например, по числам или лицам.

: «водить за нос» — значение фразеологизма, история возникновения, синонимы.

К постоянным признакам относят следующие:

  • вид;
  • спряжение;
  • возвратность;
  • переходность.

Рассмотрим каждую категорию более подробно.

: слова с суффиксом -енн-, правила правописания.

Вид — это категория, которая определяет, как протекает заданное действие во времени, и показывает, было или будет ли оно завершено в конкретный момент времени. Вид можно указать для всех глагольных форм.

К совершенному виду относят глаголы, которые используют, когда нужно показать законченность действия. Несовершенный вид, напротив, обозначает некую растянутость во времени, незавершённость. Отличить их несложно: форма несовершенного вида отвечает на вопрос «что делать?», для совершенного вида используется вопрос «что сделать?».

Рассмотрим несколько предложений и определим вид для глаголов, которые использовались в них.

Он проснулся, когда солнце уже заходило.

: «цыплят по осени считают» — значение пословицы.

Выясним, на какой вопрос отвечает первый выделенный глагол.

Он (что сделал?) проснулся.

Этот вопрос является признаком совершенного вида. Значение также указывает на завершённость действия: он проснулся, т. е. уже выполнил действие.

Разберём второй глагол. Зададим к нему вопрос:

Солнце уже (что делало?) заходило.

Следует помнить, что существуют двувидовые глаголы, для которых определить вид возможно лишь в том случае, когда слово дано в контексте. В качестве примера рассмотрим слово использовать:

  • Студентам для учёбы удобно (что делать?) использовать ноутбук.
  • Чтобы пройти самый сложный уровень в игре, пришлось (что сделать?) использовать последнюю подсказку.

Задавая соответствующие вопросы к слову, без труда определяем вид глагола: в первой фразе — несовершенный, а во второй — совершенный вид.

: мораль басни «Стрекоза и муравей» Крылова.

По типу спряжения различают 3 вида глаголов: I спряжение, II спряжение и разноспрягаемые глаголы. Чтобы определить спряжение, необходимо поставить нужное слово в форму инфинитива и посмотреть, на что оно оканчивается.

Если перед суффиксом -ть стоит буква и (пить, пилить, чинить, клеить), слово относится ко II спряжению. В том случае, если перед суффиксом инфинитива стоит другая буква (брать, гулять, колоть, велеть, гнуть), относим глагол к I спряжению.

Однако следует помнить, что в этом правиле есть и исключения, указанные в таблице ниже.

Также постоянным признаком является возвратность. Возвратная форма отличается от невозвратной наличием суффикса -ся или -сь в конце слова. К возвратным можно отнести следующие слова: смеяться, учиться, веселиться; невозвратными являются ходить, уметь, мыть.

Переходность характеризуется возможностью связи глагола с существительным или местоимением в родительном или винительном падеже без предлога. Таким образом, включать (свет), открывать (окно), видеть (лес) — примеры переходных инфинитивов, а верить (в себя), смеяться (над шуткой) — примеры непереходных.

Выделяют пять непостоянных признаков:

  • наклонение;
  • время;
  • число;
  • лицо;
  • род.

Следует помнить, что наличие той или иной категории зависит от того, в какой форме используется слово.

Наклонение используют для того, чтобы обозначить, как действие относится к реальности. В изъявительном наклонении глагольные формы обозначают действие, которое на самом деле происходило, может происходить в данный момент или же ещё только случится в будущем. Примеры

  • В детстве мы часто гуляли в парке около дома.
  • Через несколько дней они купят новый велосипед.

Условное наклонение описывает действия, возможные лишь при выполнении определённых условий. Они образуются от инфинитива или формы прошедшего времени при помощи частицы бы (б). Например: Ей пришлось бы заплатить за это большую сумму.

https://www.youtube.com/watch?v=Dj2P5p8uOYA

Повелительное наклонение используют в просьбах и приказах для обозначения требуемого действия. Примеры:

  • Принеси, пожалуйста, завтра мою книгу в школу.
  • Поставьте этот шкаф чуть ближе к окну.

Категория времени определяется только для изъявительного наклонения. Выделяют 3 формы: прошедшее время для действий, которые уже случились ранее; настоящее для действий, совершающихся в текущий момент; будущее время — для того, что произойдёт через какой-то временной промежуток. Приведём примеры:

  • пришёл домой, искал тетрадь, слушал музыку — формы прошедшего времени;
  • учу наизусть, смотришь по сторонам, шумят во дворе — формы настоящего времени;
  • будем знать математику, найдёт кошелёк, посмотришь фильм — формы будущего времени.

Число можно определить для любых изменяемых глагольных форм. Как и у других изменяемых частей речи, выделяют единственное число (когда к выполнению действия имеет отношение одно действующее лицо) и множественное (если лиц несколько).

  • приходи, сделал бы, ушёл, выучу, ищет — единственное число;
  • принесите, хотели бы, отнеслись, упадут, едут — множественное число.

Категорию лица выделяют только для форм повелительного наклонения, а также для настоящего и будущего времени изъявительного наклонения.

1 лицо обозначает, что говорящий относит это действие к себе или группе лиц, в которой он находится (говорю, думаем). Если описываемое действие относится к собеседнику или собеседникам, то глагол использован в форме 2 лица (ответишь, повторите).

3 лицо означает, что действие совершается не относящимися к говорящему или собеседнику людьми (молчат, вытирает).

Род является признаком, который определяется для единственного числа в условном наклонении или в изъявительном наклонении в прошедшем времени.

  • купил, пришёл бы — мужской род;
  • надела, мечтала — женский род;
  • сломалось, сгорело — средний род.

Нужно знать: Что такое неопределенная форма глагола?

Рассмотрим, как можно определить, какие морфологические признаки имеет глагол. Для этого выполним анализ слова освоили, использованного в предложении:

Ученики пятого класса с лёгкостью освоили новую тему.

  1. Освоили обозначает действие, следовательно, определяем часть речи — глагол.
  2. Начальная форма (инфинитив) — освоить.
  3. Определяем постоянные признаки:
    1. Ученики (что сделали?) освоили, вопрос относится к совершенному виду.
    2. Обращаем внимание на форму инфинитива, обращаем внимание, что перед -ть находится и (при этом глагол не находится в списке исключений), это указывает на II спряжение.
    3. Отсутствие суффикса -ся или -сь говорит о том, что глагол невозвратный.
    4. Глагол согласован с существительным в винительном падеже (освоили тему), следовательно, он относится к переходным.
  4. Разбираем, какие непостоянные признаки можно определить для этой формы:
    1. Действие является выполненным в действительности, поэтому его наклонение — изъявительное.
    2. Время действия — прошедшее (можно добавить в предложение обстоятельства времени вчера, в прошлом году, форма глагола при этом не изменится). Помним о том, что в прошедшем времени не определяется лицо.
    3. Поскольку ученики — это множество действующих лиц, освоили находится в форме множественного числа. Для множественного числа невозможно определить род.
  5. В этом предложении освоили является сказуемым. Нуклеотид читайте у нас на сайте.

image

Имя существительное занимает одно из главных мест в нашей речи, ведь существительным является почти каждое второе слово русского языка!

Имя сущестительное — это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?

Существительные обозначают:

  • Конкретные предметы окружающего мира – картина, корабль, дом.
  • Живые существа и растения – девочка, собака, акула, клен, кактус.
  • Явления природы – снег, вьюга, радуга, солнце.
  • Общественные явления – парад, восстание, война.
  • Вещества – нефть, серебро, газ, золото.
  • Географические названия – Россия, Австралия, Волга, Амазонка, Урал.

Слова, которые обозначают свойства, качества, действия или состояния, тоже могут являться именами существительными:

Синева, глупость, вежливость (свойства, качества)

Беготня, давка, решение (действия)

Сон, волнение, веселье (состояния)

Это слова хоть и не обозначают конкретных предметов, но имеет значение предметности и отвечают на вопрос что?

Итак, имя существительное – самостоятельная часть речи, которая:

  1. Обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? или что?
  2. Имеет грамматические признаки: род, число, падеж.
  3. Изменяется по падежам и числам.

В предложении существительное может быть подлежащим, дополнением, определением,обстоятельством или сказуемым.

При морфологическом разборе имени существительного указываются его постоянные и непостоянные признаки.

Постоянные признаки имен существительных:

  • Нарицательное или собственное
  • Одушевленное или неодушевленное
  • Род
  • Склонение

Непостоянные признаки имен существительных:

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Нарицательные и собственные имена существительные

Одушевленные и неодушевленные имена существительные

Род имен существительных

Число имен существительных

Падеж имен существительных

Склонение имен существительных

Морфологический разбор имени существительного

Части речи

Имя прилагательное

Имя числительное

Местоимение

Глагол

Наречие

Частица

Союз

Предлог

Морфология и морфологический разбор

1 класс

Упражнение 65, Климанова, Макеева, Учебник

Упражнение 66, Климанова, Макеева, Учебник

Упражнение 71, Климанова, Макеева, Учебник

Упражнение 115, Полякова, Учебник

2 класс

Упражнение 76, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 2, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 67, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 209, Полякова, Учебник, 1 часть

Упражнение 223, Полякова, Учебник, 1 часть

Упражнение 7, Полякова, Учебник, 2 часть

Упражнение 19, Полякова, Учебник, 2 часть

Упражнение 61, Полякова, Учебник, 2 часть

Упражнение 162, Полякова, Учебник, 2 часть

Упражнение 72, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник

3 класс

Упражнение 15, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть

Упражнение 8, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 61, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 2, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 4, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 33, Полякова, Учебник, 1 часть

Упражнение 73, Песняева, Анащенкова, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 286, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 2 часть

Упражнение 2, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 2 часть

Упражнение 313, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 2 часть

4 класс

Упражнение 2, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 135, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 182, Климанова, Бабушкина, Учебник, 2 часть

Упражнение 23, Полякова, Учебник, 2 часть

Упражнение 39, Полякова, Учебник, 2 часть

Упражнение 104, Полякова, Учебник, 2 часть

Упражнение 104, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 1 часть

Упражнение 1, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 2 часть

Упражнение 7, Исаева, Бунеев, Рабочая тетрадь

Упражнение 478, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

5 класс

Упражнение 72, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

6 класс

Упражнение 84, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 96, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 97, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

© budu5.com, 2020

Пользовательское соглашение

Copyright

Нашли ошибку?

Связаться с нами

Поделиться:

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации